понедельник, 3 августа 2015 г.

Медовый месяц на Кубе



Пролог


Если не считать наших с супругой скромных выездов в Крым, куда даже не требуется заграна, вылет на Кубу можно считать первой заграничной вылазкой. В Турции не были, в Египте не были: рванули сразу через всю Атлантику на родину Че Гевары и Фиделя Кастро.


Перелета опасались как смерти. И не из-за страха полета (на самолете, к слову, я тоже летел впервые), а из-за его длительности. Я предвещал себе лютую клаустрофобную агонию! Однако перелет был вполне сносен, насколько может быть сносен перелет в тринадцать часов. Аэрофлоту низкий поклон!


Со временем происходило что-то неправильное: вылетели из Москвы в четырнадцать часов, летели тринадцать часов по дню, а прилетели в девятнадцать по кубинскому того же числа. И это странно сказывалось на внутренних ощущениях.




Часть 1. Гавана. Кубинцы


Гавана встретила нас достаточно мрачно. Вечерело, лил дождь, синие тяжелые тучи нависали над головой, вокруг одни нерусские лица, суета, тревога, ожидание. Русскоговорящая негритянка Эльза с толстыми губами и широкой улыбкой, встречавшая нас в аэропорту, была, как свет в конце тоннеля. Потом сопровождающий Франк, усадивший нас в автобус. Приехали в отель: то не могли разобраться, как включается свет, то не могли понять как переключается душ: Куба, встречай русских дикарей! Через некоторое время все наладилось: спустились вниз, поели, вернулись в номер и легли спать. Ксенофобия, паранойя, усталость и пораженческое настроение. Куба никуда не годится. С такими мыслями и заснул.


На следующий день все заиграло совершенно новыми красками. Мы перевели дыхание после долгого перелета и смогли взглянуть на окружающее более тепло и приветливо. Когда с утра с женой вкусили их кофе, просто захлебнулись восторгом: ничего лучше в жизни не пробовали!


В Гаване в рамках нашего тура мы должны были провести два дня, поэтому в этот же день поехали на обзорно-ознакомительную экскурсию по столице Кубы. Нельзя сказать, что в Гаване много достопримечательностей: Гавана достопримечательна сама по себе. Несмотря на то, что это столица, состояние города крайне плачевно, но при этом очень колоритно. Почти все дома очень ветхие, обшарпанные, почерневшие от копоти. Добрая половина находится просто в аварийном состоянии. В центре состояние домов, конечно, намного лучше, а вот пройди чуть вглубь, так просто падшая Помпея. Часть зданий была построена еще в конце XVIII века, другая в XX, одно строили испанцы, другое американцы, третье – советские строители. Все вперемежку это образует крайне пикантную картину. Повсюду идет активная реставрация и реконструкция. Ребята трудятся, но трудится им еще долго. Под таким плавящим солнцем на стройке ковыряться – мое почтение.


Сами кубинцы – народ веселый, приветливый, но при этом достаточно хитрый. Вследствие нищеты и обилия туристов хитрость у них развивается самопроизвольно. Кубинцы получают грошовые зарплаты и живут за счет продовольственных карточек. Сигары, которые на Кубе качественней и дешевле где-либо, кубинцы купить себе не в состоянии: для них это слишком дорогостоящая роскошь. Однако на улице то и дело снуют барыги, которые облепляют со всех сторон туристов, предлагая им по дешевке ром и сигары. И глаз их наметан. Еще не заслышав нашей речи, за пятьдесят метров кричали нам: «Русо!». Но связываться с подобными господами нам всячески не рекомендовали, посему ромом, сигарами и кофе закупились разом и оптом на фабрике сигар.


На Кубе запрещена покупка автомобилей. Именно из-за этого она славится тем, что на дорогах разъезжают одни старые автомобили американского и советского производства: Форды, Кадиллаки, Бьюики, Семерки, Волги и т.п. Настоящий автомобильный винегрет под стать винегретной архитектуре. Пускай бо́льшая часть старых автомобилей имеет новую начинку и перебрана по деталям тысячи раз, кубинцы своими авто категорически дорожат. Что характерно: редко где можно увидеть грязную машину.


Также на улицах города никогда нельзя встретить пробок, а из видов транспорта можно увидеть решительно все: помимо старых драндулетов попадаются и новые; помимо мотоциклов, разъезжают велосипеды и велорикши; не редкость увидеть и запряженную в повозку лошадь и даже такси Ко-Ко (см. ниже, яйцевидной формы). Ассортимент, словом, богатый.


Из прочих ограничений на Кубе нет интернета кроме архитормозного Wi-Fi в некоторых отелях и кубинцам запрещено покидать пределы страны кроме веских причин: учеба, работа или особые приглашения. Их там держат на коротком повадке. Почти что наш бывший совок.
























Итак, после дневной экскурсии по Гаване, вечером мы набрались сил пойти на самое-де красочное и фееричное музыкально-танцевальное шоу Кубы – Тропикана. Шоу нас не разочаровало. Зрелищно, красиво, зажигательно.


Но еще более отложилось в памяти наше знакомство с одной молодой парой из Перу и чуть позже присоединившейся к нам голландкой. Не думал, что с моим слабым английским я смогу внятно выражать свои мысли и вести диалог более 2-ух часов, но посредством самых элементарных слов и языка жестов пообщались очень занятно. Перуанцы на пару с голландкой открывали рты и хватались за головы, услышав, что в Москве мы не ходим по клубам и дискотекам. «You’re so youuung!» - сокрушалась голландка. О боги, загубленная молодость! С не меньшим изумлением перуанцы встретили сообщение о том, что на данный момент в России не существует национального танца, кроме разве что переминаний с ноги на ногу. Все старые пляски ушли в анналы истории.


С этими господами мы сидели допоздна. Ребята были презабавные! После шоу они не поленились поехать к нам в отель продолжать пить, однако все попытки споить нас закончились неудачей. Мы - не правильные русские, что поделать.





Часть 2. Варадеро


Спустя два дня, мы поехали в зону нашей основной дислокации – на курортный полуостров Варадеро, отель Sol Palmeras****. Заселение в отель прошло при забавных обстоятельствах. На правах молодоженов нам полагались некоторые привилегии, одна из которых - апартаменты более высокого уровня (если таковые имеются). И формально это предписание было учтено. Нам дали не номер в отеле, а бунгало, которое находится ближе к океану. Как правило, за это дело люди доплачивают по 15$ в сутки - нам же все это досталось задарма. Но сей любезный жест из-за некоторых, скажем так, несовершенств нашего новоявленного жилища, нам также любезно пришлось отклонить и сделать обратную рокировку на номер в отеле. Бунгало было натурально некомфортное: санузел на открытом воздухе со стеклянными дверью и крышей, которая была остеклена лишь наполовину, в котором время от времени бегали насекомые и даже скорпионы; ужасные темно-желтые стены, размалеванные какими-то небрежными мазками, будто на них многослойно помочились. Словом, бунгало создавало свою непередаваемую атмосферу, из-за которой там просто не хотелось находиться. Номером же в отеле мы остались абсолютно довольны.


Кухня в отеле была расчудесная: богатый шведский стол, экзотические фрукты, рыба, неповторимая выпечка – таким в Москве себя не попотчуешь. В режиме «все включено» мы чувствовали себя более чем вольготно: к такому привыкаешь моментально. Да и знание английского здесь сводилось к таким незамысловатым фразам как “two oranges”, “one beer”, “red wine, please”, ну и конечно не обошлось без испанских “olla”, “ gracias” и “adios”.


Если в Крыму я пришел к твердому убеждению, что более двух дней в бездейственном пляжно-купальном режиме находиться невозможно, ибо закиснешь от скуки, то на Варадеро эта жизненная позиция несколько пошатнулась: первые четыре дня провели в подобном распорядке не ропща. Куба известна своим неспешным ритмом жизни и мы впитали его также успешно, как наша кожа крем для загара. Тело впало в какой-то катарсический анабиоз и торжество гедонизма! До сих пор помню, как праздно лежа на пляже под зонтиком (палапасом) бытие было настолько насыщено и переполнено необъяснимою благодатью и умиротворенностью, что книжка падала из рук: не хотелось перебивать чтением эти переживания, этого коктейля из приятной картинки из малолюдного (!) пляжа, океана, ясного неба и шума океанского бриза.


Удивительно, но на пляже действительно было не так много людей. Все иностранцы не вылезали из бассейна, предпочитая его океану, но мы от этого только выигрывали.


Что в отеле меня приводило в праведный гнев, так это, что теннисный корт, стол для пинг-понга (также на открытом воздухе) и велосипеды были доступны в период с 9-ти до 18-ти часов, то есть в то самое пекло, когда на открытом солнце активным спортом заниматься было просто невозможно. Поначалу я тревожился, что двух теннисных столиков на весь отель будет критически мало. Как бы не так! Пустовали почти все время.


Днем мы особенно по солнцу не гуляли, от тенька до тенька и нырком в номер, к кондиционеру. Но когда ездили средь бела дня в город разведать обстановку и закупить кубинских гостинцев, небеса нам любезно благоволили, напустив кордоны облаков. От отеля до города и обратно катались на раритетных автомобилях местных "бомбил". Водитель Бьюка (54-ого года выпуска), отвозивший нас обратно в отель, поведал нам трогательную историю о том, что эта машина досталась ему от отца, а отцу от деда. Недаром Кубу называют «музеем на колесах». Эхо поколений доносилось из-под колес!








Часть 3. Тринидад


Что касается экскурсий, то на Кубе они отнюдь не дешевые. Цены кусаются. В Варадеро мы брали, по сути, всего одну экскурсию, зато двухдневную, на автобусе до далекого города-музея Тринидада (с захватом еще нескольких мест), который был основан 500 лет назад и находится под охраной ЮНЕСКО с сохранившейся с незапамятных времен каменной брусчаткой, старыми низкими домами и прочее-прочее.


По дороге заглянули к мощам товарища Гевары, но трепетного благоговения у меня это место не вызвало. Пока ехали в автобусе к Тринидаду, нас настиг какой-то апокалипсический тропический ливень, перешедший в град и обстрелявший наш автобус, как пушечная канонада: все вжались в кресло, дорогу не было видно как в ночь, водитель ехал почти вслепую. По степени экстрима было, как с горнолыжного спуска дебютировать. Когда подъехали к древнему городу дождь, благо, почти прошел.


Город оставил неоднозначные впечатления. Не могу сказать, что сильно приятные, но он тоже стоил того, чтобы его посетить. Тринидад – город, где нищета достигла своего кубинского зенита. Если опустить подачки и покупки туристов, я просто не представляю, чем там народ зарабатывает себе на жизнь. Посему за туристами неотступно ходят толпы местных, чтобы либо что-нибудь дешево продать, либо от безысходности жалостливо выпрашивать милостыню. Одна бабуля таки взяла измором наши черствые сердца, всучив нам за одно песо четверо бус. В итоге они неплохо сгодились на подарки.


Население города, как и подобает, колоритно. Это уже не открытые гаванцы - ребята на порядок интровертней (кроме попрошаек: их в расчет не берем): диковатые или отрешенные взгляды, из одноэтажных домов с открытыми окнами и дверьми выглядывают загадочные тринидадцы, сидящие в полупустых убогих комнатах в изношенных одеждах на старых деревянных стульях и креслах-качалках. Босоногие дети, сухощавые старушки, женщины с бигудями из корешков от туалетной бумаги и с неизвестно откуда взявшимся маникюром.

Коренные жители похоже мало о чем беспокоятся, им мало чего надо от жизни кроме пару песо на пропитание. Красивая архитектура в городе красуется лишь на малюсенькой центральной площади, плюс несколько симпатичных зданий, разбросанных по городу, остальная же - крайне незамысловата и проста, но дома, выкрашенные в веселые тона вперемежку с их обшарпанным видом, как и в Гаване, смотрятся очень контрастно и притягательно для глаз пришельцев.


Гулять долго по городу однако надобности особой нет. Спустя часа полтора оттуда решительно хочется уехать. Что мы в итоге и сделали.


Вечером нас отвезли по крутому серпантину в далекий отель в горах. В горах совсем другой климат: высокая влажность, приятная прохлада, вокруг все зелено от богатой тропической природы, а по небу, бросая тени на землю, мчатся стремительные облака.


































На второй день барахтались на ЗИЛах-131, пробираясь вглубь густых джунглей к парку “Guanayara”, где нас ждал великолепный двухчасовой променад. Когда по дороге к парку мы наблюдали одиночные хижины, отрезанные от цивилизации, вопрос, как здесь живут люди, возникал еще острее, нежели в Тринидаде.


На тропах парка удалось попробовать невиданный фрукт «Камароса» (воспроизвожу на слух). Внешне фрукт напоминает абрикос без ложбинки, на запах – как вкусный шампунь, на вкус – не напоминает ничего из прежде испробованного. Кубинцы его не любят. По-моему кроме меня никто этим фруктом так и не проникся. Затем водопад, прыгание с лианы в какое-то там озеро, обед, короткий заезд в достаточно симпатичный город Сан-Фуэго и восвояси.










Часть 4. Кайо-Ларго


До Кайо Ларго («Длинный Остров») летели на маленьком самолете в последний день отдыха. Самолет заводился, как космическая ракета, но доставил в лучшем виде. По прилету дружно сели на катамаран и пошли бороздить заливы Карибского моря. То заезжали на дурацкий Остров Игуан (мне равнодушны эти пресмыкающиеся, даже в непосредственной близости), то купались в каком-то незатейливом заливе, потом дело пошло лучше: ныряли с масками в открытом море, глазея на диковинных разноцветных рыбок, а на катамаране угощались лобстерами – очень свежими и очень недорогими. И, как кульминация нашего путешествия, сели на якорь подле морского побережья близ пляжа.


Кайо Ларго – считается одним из самых живописных курортов. Баунти, проще говоря. Белоснежный, мелкий, как манка, песок, пальмы и кристально-чистое Карибское море. При одном описании такой заманчивой картинки должны потечь слюнки, но на деле лично мной вся эта красота и романтика воспринялась на порядок прозаичней. Во-первых, в этот день жена чувствовала себя не важно, отчего у самого настроение было не особо приподнятое. Во-вторых, из-за выпитого натощак пива разболелась голова, так что, когда добрались до лежаков под зонтиком, мы там с Надеждой благополучно заснули.


По пробуждению я решил покупаться в море. Оно, конечно, чистое и распрекрасное, но на тот момент мне хотелось в нем освежиться, а оно-зараза было такое теплое, что даже не охлаждало. Вот и получилось: песок белый, но слепит глаза, приятный на ощупь, но по нему очень сложно ходить (ноги утопают и за сто метров устаешь, как за 5 км), солнце светит ярко, но от него очень жарко, море чистое, но не охлаждает, на пальмы те же вообще толком и не смотришь, к концу отдыха купаться уже как-то надоело, на дурацкий фотик фотографировать лень, да все это на больную голову… В итоге хотелось уехать оттуда как можно скорее.


Отчетливо помню тот момент, когда, валяясь на лежаке, мечтал попасть в русский прохладный лес: чтобы тенек, прохлада, хвойный запах… Такой вот каламбур. Там хорошо, где нас нет. То ли зажрались, то ли по дому истосковались – бог весть.













Часть 5. Кубинская музыка и кубинские облака


Последние свои впечатления я хотел бы посвятить еще двум вещам: кубинским облакам и кубинской музыке.


Кубинская музыка очень задорная, шумная, позитивная и энергичная, но невероятно навязчивая, однообразная, незатейливая и стремительно надоедающая. К концу отдыха я стал я ее откровенно презирать. Например, самое мрачное впечатление от поездки на Кайо Ларго я получил от без конца играющей кубинской музыки на катере. Народные шлягеры “Guantanamera” и про “Comandante Che Gevara” можно слышать в любом городе, где есть живая музыка. Эти песни после многократных повторений успели встать поперек горла и я желаю их забыть навсегда.


Закончу повествование на позитивной ноте, воспев панегирик кубинским облакам. Облака на Кубе – это отдельная достопримечательность, которая заслуживает отдельного внимания и завораживает паче всей тропической флоры. Это что-то совершенно потрясающее! Красота – глаз не оторвать.


На Кубе облака очень низкие. Одни синие, другие белые; одни плывут быстрее, другие – медленнее, то провисают над головой могучими тяжелыми островами – того гляди рухнут, другие разливаются молочной пенкой где-то в недосягаемой высоте: легкие, невесомые. Словами не описать да и не надо, в общем.






Эпилог

Одиннадцати дней, проведенных на Кубе, нам хватило в достаточной степени, чтобы ее досыта вкусить и распробовать.


Куба – замечательное место, которое стоит посетить хотя бы раз, но где не стоит ни в коем случае жить. Пламенного восторга она у меня, по правде, не вызвала, но оставила исключительно положительные воспоминания. Выбрав Кубу в качестве места для свадебного путешествия, мы отнюдь не промахнулись!


Виват, Куба!


P.S. Огромный респект двум девчонкам, отдыхавшим вместе с нами в Варадеро, за фотоматериал и приятную компанию на отдыхе.


Май-Июнь 2011 года




Вернуться в раздел

Комментариев нет:

Отправить комментарий