четверг, 13 августа 2015 г.

Алесь Адамович, "Немой"



Алесь Адамович считается одним из признанных военных прозаиков советского периода. Например, по мотивам его произведений «Хатынская повесть», «Партизаны» и «Каратели» снята небезызвестная лента «Иди и смотри» (1985). Я же прочитал у него повесть "Немой". Прочитал еще в прошлом году и впечатления она оставила настолько яркие, что до сих пор вспоминаю ее с содроганием.


Вкратце сюжет таков. 41-й год. Фашисты оккупировали русскую деревню Петухи. Немецкое командование приставило по два-три солдата на каждую избу.

"Никаких угроз и конфискаций, за услуги благодарить и даже платить, смело вступать в личные контакты - все, как в цивилизованной стране. А когда наступит день акции (о нем сообщено будет дополнительно), всех хозяев своего дома ликвидировать, дом и все постройки поджечь. Словом, дальше действовать, как и в других деревнях".
И вот в одной избе деревни Петухи молодой семнадцатилетний фриц Франц влюбляется в русскую девушку Полину. Франц находится в избе со старшим напарником Отто и когда наступает "день акции", то вопреки приказу вместо Полины пристреливает собственного напарника. Затем прячется вместе с Полиной и ее бабкой в погребе, пока фрицы в деревне добросовестно выполняют приказ по зачистке местного населения, после чего молодая пара пускается в бега. По дороге Францу добывают русскую форму и чтобы того не пристрелили партизаны, он до конца войны притворяется немым. Адамович подробно описывает, как ребята проходят через все тяготы войны и, забегая вперед, скажу, что по ее окончанию Франц и Полина дожили в супружеском браке до седых лет.




История сама по себе очень замечательная и трогательная. Адамович ее сам не выдумывал, а взял из реальной жизни, поэтому всё, что от него требовалось, рассказать ее хорошо. Так вот вся беда в том, что Адамович рассказал ее не просто плохо. А из рук вон плохо. На сей счет я не навязываю своё субъективное мнение, поскольку повесть на странность очень у многих читателей вызывает слезы умиления, однако мне ничего кроме раздражения испытать не посчастливилось. И вот в чем тут дело.

Тема ВОВ сама по себе беспроигрышная, поскольку по-прежнему актуальна (а в 93 году, на момент публикации повести, так и подавно). Здесь легче всего сыграть на животрепещущих струнах человека, ведь про ужасы Отечественной мы знаем много. И знаем не только из учебников и кинофильмов, но и непосредственно от наших бабушек и дедушек.

Посему злоупотреблять подобной темой так, как это сделал Адамович, я считаю преступлением. Автор просто из кожи вон лезет, чтобы пронять и растрогать читателя. Плачьте, дескать, плачьте, уже наконец! Нет, подобных навязчивых и совершенно прозрачных манипуляций над читателем. такого выпуклого военного пафоса, такой пошлой сентиментальности выдержать решительно невозможно. И мне вдвойне обидно, что столь ценный материал из реальной жизни достался такому никудышному рассказчику, как Адамович.

P.S. Совсем недавно узнал, что по "Немому" тоже снят фильм. Называется "Франц + Полина" (2006). Ручаться за кино не стану, ибо не смотрел, но что-то мне подсказывает, что оно вряд ли хуже первоисточника.




Вернуться в раздел

Комментариев нет:

Отправить комментарий