вторник, 4 августа 2015 г.

Долгая панихида по итальянской элите

Если бы я был кинокритиком и любителем Феллини, я бы написал об этом фильме так.

В этой гениальной кинокартине великий и непревзойденный мэтр итальянского кинематографа Федерико Феллини хорошенько вывернул наизнанку гнилую червоточину итальянской элиты 50-ых годов, погрязшей в гедонизме, праздности, разврате и пьянстве. Здесь нет линейного сюжета. Феллини в характерной ему (да и всей «новой волне») манере собрал свой шедевр, словно мозаику, из нескольских киноэскизов:


«…не надо заботиться о создании повествования, этот фильм не должен представлять собой сюжетную историю. Поступим лучше так: сложим вместе весь собранный материал, поговорим откровенно, поделимся мыслями, вспомним о том, что мы читали в газетах, в комиксах. Положим все наши заметки, все документы на стол в самом хаотическом виде».




Знакомьтесь, журналист Марчелло. Главный герой, свидетель и активный участник буржуазного разложения, бродящий, подобно неприкаянному демону, по светским вечеринкам в поисках мимолетных радостей, которые в сумме, увы, не дают ему настоящего счастья. И таков диагноз всей итальянской элиты. За маской «сладкой» жизни проглядывается горькая истина: все люди одинаково пусты, ничтожны и несчастны. Им скучно. Они выжали из жизни все соки, они пытаются развлечь себя любыми возможными способами, дабы отвлечься от гнетущей реальности и собственной духовной пустоты. Но вот очередная вакханалия близится к завершению, и они вновь ощущают гнетущее похмелье. Жизнь сладка лишь на миг.


Богатые не просто плачут, а рыдают навзрыд отчаяннее и горше любого бедняка. Италия, закрывшаяся ширмой архитектурной роскоши и католической набожности, предстает в виде секуляризированного подобия Содома и Гоморры, в котором не осталось ничего святого (гротескная сцена «явление Мадонны детям»).





Один из наглядных примеров обманчивости подобной жизни показан в сцене встречи Марчелло со своим отцом. Встретившись случайно в Риме, последний предлагает пойти с сыном развеяться и покутить в какой-нибудь ресторанчик. Видно, что отец любил во времена своей молодости веселые посиделки и внезапно решает тряхнуть стариной.


Заканчивается же все тем, что отцу становится плохо, он сидит один в кресле с опустошенным взглядом и признается Марчелло, что он «видимо, не рассчитал своих сил». В его взгляде видна усталость и меланхолия. Такая жизнь не для него. Ему не двадцать пять и, в сущности, стоит забыть о старых замашках.


У Марчелло, несмотря на его относительно молодые годы, тоже глубокий экзистенциальный кризис. Он пытается найти какой-нибудь источник вдохновения. Он не знает, чего он хочет («писать книги или статьи»). Он не может и не умеет любить, а только бесконечно гоняется, как ловелас, за женскими юбками. В глубине души он пытается найти свой идеал, в котором смог бы забыться от своих страданий, в котором смог бы найти оплот и утешение, но женщины для него, как были, так и остаются, всего лишь игрушкой для плотских утех. Он страдает и заставляет страдать других.


Невеста Марчелло одновременно и ненавидит и любит его. Она, как и любая девушка, надеется, что он женится на ней или, по крайней мере, будет ее любить, будет ей верен. Однако ее простым и понятным мечтам не суждено сбыться. Марчелло слишком развращен "дольчевитой", он пересек черту невозврата и, похоже, так и останется за ней навсегда.





В финале Феллини безжалостной рукой выносит смертный приговор своему герою и обществу в целом. Сначала мы наблюдаем, как отчаяние героя на очередной вечеринке достигает апогея: он беснуется и валяет дурака, притворяется задорным заводилой, будто ему все это нравится, но на самом деле он больше не в силах терпеть общество ему подобных. Под утро Марчелло в компании полупьяных, усталых и опустошенных участников вечеринки спускается к морскому побережью. Он наблюдают, как моряки вытаскивают на берег огромного ската, который «третий день как сдох». Феллини как бы сравнивает мертвое морское чудовище с этим богатым сбродом, которое праздно столпилось вокруг него.


Представители итальянской элиты так же выброшены на берег, на обочину жизни. Они так же уродливы внутри, как морское чудище снаружи. Они так же громко смердят и так же, как этот скат для моряков, представляют собой не более чем «большое состояние», за которым больше ничего не стоит.


Финальная сцена. когда Марчелло сидит на песке, а молодая девушка, стоящая в тридцати метрах от него, не может до него докричаться, подводит итог картине. Здесь Феллини подчеркивает насколько далеко отстоят друг от друга милая девушка из простого народа, олицетворяющая собой саму чистоту, девственность, невинность и богатенького Марчелло, испорченного и обреченного быть несчастным до самой смерти. Девушка кричит сильней и сильней и отчаянно размахивает руками, пытаясь до него что-то донести. Марчелло показывает, что он ее не слышит. И вряд ли даже предпринимает попытки ее понять. Между ними огромная пропасть, которую размыла морская пена. И так будет всегда. Богач и бедняк. Счастливый и несчастный. Вряд ли они когда-нибудь смогут услышать друг друга.


Fin.


Однако поскольку я не кинокритик и вовсе не любитель творчества Феллини, то скажу так: я понимаю творчество Феллини, но оно не для меня. Когда я смотрю фильм, то хочу получать хоть какое-то, пускай даже мазохистское, но удовольствие. Феллини принципиально отказался от сюжетного повествования, предоставив нам хаотический калейдоскоп на заданную тему, однако мне, как зрителю, созерцать его на протяжении почти трех часов оказалось нестерпимо скучно. 


Дата написания: 2011 г.


Вернуться в раздел

Комментариев нет:

Отправить комментарий